Теннис

Как Азия становится новым центром мирового тенниса

Как Азия становится новым центром мирового тенниса

Президент Азиатской федерации тенниса Юрий Польский в эксклюзивном интервью Tennis Digest рассказал о главных достижениях за год с небольшим на посту президенства, стратегическом партнерстве с турнирами «Большого шлема» и о том, как Азия превращается в один из самых перспективных регионов мирового тенниса.

- Юрий Федорович, Вы возглавляете Азиатскую федерацию тенниса уже второй год. Какие достижения считаете основными за этот период?

- На мой взгляд, это объединение национальных федераций азиатского региона, которые в настоящее время тесно взаимодействуют друг с другом либо напрямую, либо через Азиатскую федерацию. Мы полностью убрали политический аспект из работы, и сейчас нацелены только на развите тенниса, что является основной нашей задачей. В этом плане нам удалось унифицировать профессиональный календарь. Турниры уровня Challenger, ITF тур, World Tennis Tour и ниже сейчас синхронизированы. Есть договоренность со всеми федерациями региона по турнирам для того, чтобы была логика перемещения. К примеру, если в Восточной Азии несколько турниров проходит одновременно, мы исключаем аналогичные турниры из других регионов, чтобы игроки сыграли с лучшими в одном месте, вместо того, чтобы по всем регионам одновременно проводить однотипные турниры, где в итоге получается слабая «сетка». Таким образом, достигается главная цель игроков – хороший соревновательный опыт.

С другой стороны, мы заполнили пробелы с нехваткой турниров для начинающих игроков. В целом по Азии сейчас их стало в полтора раза больше, в особенности, юниорских ATF и ITF. Это позволяет игрокам получать опыт, не покидая пределы региона и не совершая больших затрат. Кроме того, мы улучшили работу с «Большими шлемами». Сейчас тесно взаимодействуем с открытым чемпионатом Австралии, с Уимблдоном. Например, квалификационные этапы юнирского Открытого чемпионата Франции проходят в Казахстане и Китае, а финальная часть - в Японии. Благодаря этому, появилась дополнительная возможность попасть на «Шлем». Для многих игроков это было недостижимой мечтой. И сейчас через розыгрыш wild card и при поддержке французской и азиатской федераций, это дополнительная возможность финансировать турниры высокого уровня. То есть, они сами по себе являются отличной площадкой для соревновательного опыта, но ещё есть возможность получить финансирование по линии ITF. Поскольку успешным игрокам присуждаются рейтинговые очки ATF, которые конвертируются в World Tennis Number. Соответственно, общий рейтинг игроков, которые принимают участие, растёт, и, таким образом, мы даём возможность новым «звездочкам» проявить себя.

- Какие направления в развитии азиатского тенниса требовали Вашего особого внимания в первые годы работы?

- В первое время большое внимание уделялось выезду игроков за пределы своих стран и повышение конкуренции в Азии. Хотелось, чтобы они больше соревновались между собой, чтобы лучшие игроки оставались в регионе, а остальные имели возможность с ними конкурировать. Также, мы значительно увеличили количество турниров. Работаем над тем, чтобы азиатские игроки воспринимали теннис как потенциальную профессию, поскольку многие, и это является одним из самых больших наших вызовов, воспринимают теннис больше, как хобби. И соответсвенно, все они настроены получить какое-нибудь профессиональное образование. Теннис – это возможность получить бесплатное образование в колледже, чем пользуются игроки, и в итоге многие из них никогда не возвращаются в теннис. Более того, оседают в тех странах, где получают образование, а это Великобритания, США. И это большая проблема для азиатского тенниса в целом.

- Что, по-вашему мнению, является наибольшим вызовом для тенниса в Азии в ближайшие годы?

- На данный момент в Азии огромный потенциал роста. Сейчас это самый динамично развивающийся регион, с точки зрения дохода и общего числа населения. Очень быстро растёт число занимающихся теннисом. К примеру, в одном только Китае число любителей тенниса ежегодно увеличивается на несколько миллионов, особенно после прошлого года, когда китайские игроки очень успешно выступили на Олимпиаде, завоевав и золото, и серебро.

Сильно прибавили игроки из Южной Кореи, да и в Индии много сильных теннисистов. Конечно, наши казахстанские игроки на общем фоне тоже выделяются, показывая хорошие результаты. Из Японии всегда большая плеяда игроков, из Тайваня. В целом, наша задача - сделать так, чтобы именно сильные игроки шли в профессионалы, а также вовремя получали необходимый переход между уровнем турниров.

Сейчас мы проводим большую работу с ITF с целью увеличения количества юниорских турниров высокого уровня. Уже подтвердили дополнительные три турнира уровня ITF 200, 300 и 500. Это позволит сократить расходы азиатским игрокам, которым не нужно будет выезжать в Европу или Северную Америку для того, чтобы зарабатывать очки. Они смогут сделать это в Азии.

И, кроме того, в целом восприятие тенниса в качестве профессии постепенно меняется. Для этого мы даем много информации в социальных сетях, на своём веб-сайте, проводим тренинги для тренеров, игроков, и их родителей. Это огромная работа, так как потенциально может выйти очень много хороших игроков. Теннис необходимо воспринимать не просто как увлечение, а как потенциальную профессию, карьеру и отнестись к этому следует серьёзно.

- Каковы перспективы роста тенниса в Азии, и что нужно сделать для привлечения более широкой аудитории?

Есть ли страны, которые, на Ваш взгляд, могут стать лидерами азиатского тенниса в будущем? - На сегодняшний день большой потенциал развития, я считаю, есть в Центральной Азии - Казахстан, Узбекистан, Туркменистан. И менно эти государства достаточно много внимания и ресурсов инвестируют в развитие тенниса. Также, считаю, что большой потенциал имеется и у Западной Азии. Это страны Персидского залива, в частности, в Катаре в развитие тенниса вкладывается много средств, Саудовская Аравия в него хорошо инвестирует. И Иран, традиционно являясь очень сильной державой, может успешно развиваться в теннисе. Индия в последние годы немного упустила лидерство в Южной Азии, но считаю, что она очень быстро сможет вернуть позиции.

Сейчас происходит определённый переходный период в управлении Национальной федерации. Но как только ситуация стабилизируется, я уверен, что индийские игроки тоже начнут больше выигрывать, поскольку получат поддержку по линии государства и Национальной федерации. Ну и традиционно, конечно, Восточная Азия - это Япония, Корея, Тайвань и Китай, который очень быстрыми темпами развивается и где каждый год увеличивается число игроков в ТОП-100 мужского и женского рейтингов.

- Что предпринимает федерация для поддержки юных талантов и создания условий для их развития?

- На сегодняшний день Азиатская федерация осуществляет несколько проектов. Во-первых, это предоставление wild card для талантливых игроков на основе рейтинга. Во-вторых, это попадание в команды ATF по возрастам до 14-16-18-ти лет, которые получают финансирование на участие в азиатских и крупнейших европейских турнирах. Также в прошлом году мы отправляли игроков на Orange ball и Eddie Herr. В принципе, это очень важное начинание, где игроки получают очки и опыт. Также сейчас мы создали надстройку в виде Intercontinental Cup межконтинентального турнира до 12-ти лет, где лучшие команды Азии соревнуются с командами Австралии, Новой Зеландии, Океании. С этого года хотим добавить Латинскую Америку и Африку, возможно, даже Европу, сейчас ведутся переговоры. Таким образом, уже в 12 лет игроки будут получать опыт у самых сильных команд мира, а это большой задел на будущее. Это и повышение уверенности и понимание того, насколько необходимо совершенствоваться в своей игре, чтобы соответствовать самым сильным соперникам и в будущем не отставать от них.

- Какие меры необходимо предпринять для улучшения выступления азиатских игроков на мировых турнирах?

- На мой взгляд, очень важно создать высокую конкуренцию в Азии с 12-ти лет. Традиционно игроки и родители из исторически сильных и теннисных держав, таких как Япония, Корея, Китай, Индия, очень неохотно выезжают на зарубежные турниры. В итоге игроки привыкают к определенному стилю, к условиям игры, покрытиям, что значительно ослабляет их позиции по сравнению с игроками из Европы. В Европе в силу географической близости и легкости логистики игроки с ранних лет привыкают к высокой конкуренции и показывают очень вариативную игру. Для решения этой проблемы в ATF мы ввели международные команды и индивидуальные турниры с 12-ти лет и сейчас активно развиваем возрастные категории до 12-ти, 14-ти и 16-ти лет, чтобы лучшие азиатские игроки с ранних лет начинали принимать участие в международных турнирах, привыкали к сильной международной конкуренции и в итоге были готовы к любым соперникам.

- Как оцениваете сотрудничество с другими региональными федерациями и его влияние на развитие тенниса?

- У нас сейчас идёт очень тесная работа с Океанией, в особенности с Австралией, Новой Зеландией, которые являются лидерами в этом регионе. Налажен тесный контакт с Европой. К примеру, мы в Азии даже проводим европейские турниры. Это был итог долгих обсуждений, и мы считаем, что это следующий шаг навстречу друг к другу. Аналогично, с прошлого года мы стали проводить турниры азиатской серии на территории Европы - в Азербайджане. То есть, получается там, где граничат регионы, мы стараемся развивать турниры двух видов, чтобы азиатские игроки получали более лёгкий доступ на европейские турниры, а европейские игроки, в свою очередь, получали доступ на турниры, проводимые в Азии. Таким образом, мы стараемся повышать общую конкуренцию.

Тем более логистически нужно давать максимальные возможности игрокам экономить расходы и при этом получать соревновательный опыт. Также с позапрошлого года мы активно взаимодействуем с Латинской Америкой. Там тоже на протяжении последних пяти лет идет достаточно бурное развитие. Поэтому хотим эту динамику сохранить и создать конкуренцию для наших лучших игроков. С прошлого года мы начали работать с Африкой. У нас подписаны меморандумы о сотрудничестве со всеми этими регионами, и в целом это позволяет создавать новые совместные турниры для игроков, как турнир команд до 12 лет Intercontinental Cup, где собираются лучшие команды из разных регионов. Это очень высокий уровень турнира и незабываемые воспоминания и опыт для игроков.

Также мы обучаем тренеров, организовывая соревнования между регионами, обмениваемся судьями и дополнительно инициируем совместные конференции и семинары для развития тенниса. Делимся опытом по обеспечению массовости, инструментам повышения доходности и привлечения новых клиентов, которые, возможно, раньше не знали о теннисе. То есть, все эти вопросы именно в обсуждении позволяют без больших затрат находить решения и инструменты для роста тенниса, и в целом повышать его привлекательность для населения.

- С какими проблемами Вам пришлось столкнуться на посту президента федерации, и получилось ли их решить?

- Одной из самых больших проблем на посту президента ATF для меня стала первоначальная разобщённость людей. Страны практически не общались между собой, не было общих проектов, ATF во многом не исполняла свою лидирующую роль. Фактически многие комитеты и даже сам Совет Директоров ATF выполнял чисто формальную функцию, никакие важные решения и даже стратегические инициативы не обсуждались и не внедрялись. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Все члены Совета директоров активного вовлечены в процесс, участвуют в проведении мероприятий, очень хорошо откликаются на инициативы.

Все наши предложения находят поддержку, наши члены СД и другие страны Азии отвечают на наши предложения и с радостью принимают участие в реализации наших проектов - все это огромный прогресс. За счёт этого все вовлекаются в работу, все понимают, что изменения происходят не на словах, а на деле. В частности, для меня приятным моментом стал финансовый взнос двух членов Совета директоров Азиатской федерации. Тем самым, они показали доверие к организации и уверенность в том, что эти деньги пойдут на развитие тенниса в регионе. Конечно, мы стараемся оправдать это доверие. Это взаимная работа, где мы со своей стороны добиваемся поставленных целей, а люди при этом нас поддерживают. Наверное, это взаимодействие и доверие, которые мы создаём в Азиатской федерации, и отношение к нам со стороны всех членов ATF позволяет нам достигать успехов.

- Как Вы оцениваете текущее состояние инфраструктуры для тенниса в Азии и возможные шаги для её улучшения?

- На сегодняшний день в Азии есть несколько проблем в части инфраструктуры. Первая проблема - недостаточное количество кортов в отдельных регионах. Например, в Западной Азии зачастую у широкой публики нет доступа к кортам из-за неравномерности расположения. Как мы знаем, в Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратах, Иордании есть проблема в доступности кортов. Хотя там инфраструктура строится, сфера развивается. Но не всегда инфраструктура строится с учётом потребностей организации международных турниров.

То есть, вместо того, чтобы построить четыре корта, где можно проводить отличные турниры, строятся три очень хорошего качества для профессиональных турниров. Этого недостаточно, несмотря на то, что там все продумано - от раздевалок до ресторанов. Из-за того, что не хватает четвертого корта, мы не можем полноценно развивать теннис в регионе, проводить детские и юношеские турниры. И, таким образом, проседает база, которая позволяла бы системно развивать теннис.

Поэтому, мы сейчас работаем с федерациями по всей Азии. Во всех регионах необходимо активно использовать инфраструктуру по-максимуму, чтобы люди и страны видели пользу от тенниса: проводить турниры, организовывать тренировочный процесс и иметь очередь из желающих заниматься теннисом. Существует также проблема, связанная с грунтовыми кортами. Их по Азии очень мало. И с целью решения этой проблемы, сейчас мы активно развиваем проект с «Ролан Гаррос», французской федерацией тенниса по серии юниорских турниров «Ролан Гаррос», чтобы показать достоинства грунтовых кортов для развития детей и проведения турниров. Ну и третья проблема, которую я хочу озвучить, это шикарные теннисные центры в отдельных странах. В них не проводят большого количества турниров, так как они закрыты для общей публики.

Одним из таких является национальной теннисный центр очень высокого уровня в столице Туркменистана Ашхабаде. Там можно проводить турниры на уровне ATP 500. До недавнего времени он был закрыт, и, чтобы вовлечь его в развитие тенниса, в прошлом году я вместе с Президентом Международной федерации тенниса встречался с президентом Туркменистана. В ходе нашей беседы мы единогласно отметили, что теннисный центр является настоящей жемчужиной и позволяет проводить мероприятия различного рода, развивать детский теннис для ребят из Туркменистана и Средней Азии.

Нас поддержали, и теперь на регулярной основе в течение 12 недель в году проводятся турниры, а также сборы для игроков. Может быть, в этом году мы даже проведём AGM Азиатской федерации именно для того, чтобы открыть Туркменистан игрокам из других стран, а местные игроки в свою очередь получат бесценный опыт для дальнейшего развития.

- Что требуется для продвижения женского тенниса в Азии и создания равных возможностей для женщин-спортсменок?

- Женский теннис в Азии достаточно бурно развивается. Многие родители считают его безопасным видом спорта, не подразумевающим физического контакта. Он ведь, действительно, считается элитарным и способствующим хорошему воспитанию. Мы стараемся доносить эти детали до тех, у кого есть религиозные ограничения по занятию девушек спортом. Конечно, очень важно, чтобы становилось все больше тренеров и судей женского пола. Мы стараемся эту ситуацию решать. Я во многом использовал опыт, который мы имеем в казахстанской федерации, где очень много тренеров-женщин, и особое внимание уделяется развитию женского судейства.

Как вы знаете, наши судьи Меруерт Каукеева и Юлия Игнатченко являются обладателями серебряных значков ITF международного уровня. Они, по сути, одни из самых сильных судей по всей Азии. И это реальный пример того, как при системном подходе можно развивать и реализовывать хорошие проекты, которые в дальнейшем привлекут ещё больше девушек на корты и, конечно, в администрирование и развитие тенниса.

- Как видите дальнейшее развитие турниров ATP и WTA в Азии и их влияние на регион?

- Мы видим, что за последние годы всё больше турниров ATP, WTA приходят в Азию. Скоро мы ожидаем появления «Мастерса» в Саудовской Аравии, турнир в Дохе получил апгрейд до ATP 500, в Гонконг приехал турнир ATP 250 и успешно проводится уже 2 года, в сентябре текущего года китайский Шэньчжэнь примет финальный этап Billie Jean King Cup, где восемь сильнейших женских команд мира, включая Казахстан, поборются за заветный трофей командного чемпионата мира. В Сингапуре опять начали проводить турнир WTA. Конечно, это не WTA Finals, но, тем не менее, это WTA 250. Также WTA Finals теперь будет проходить в Саудовской Аравии. Теннисное присутствие в Азии расширяется. Здесь основная публика и есть ресурсы для развития спорта. И, наконец, наш турнир Almaty Open ATP 250, который проходит традиционно в октябре, также является одной из жемчужин азиатской серии.

Игроки приезжают, зная, что всё будет организовано на очень высоком уровне, и получают удовольствие от игры. Зрители и фанаты наслаждаются фестивалем тенниса. Всё это способствует развитию теннисной экосистемы, появлению новых спонсоров, новых любителей тенниса. Таким образом запускается маховик общего развития тенниса.

- Какие личные качества и профессиональный опыт помогают Вам успешно руководить Азиатской федерацией тенниса?

- Работа в Азиатской федерации тенниса требует, во-первых, понимания различий в менталитете. Будучи уроженцем Казахстана, я привык к тому, что в нашей стране проживает много наций и народностей, соответственно, присуствует много традиций, религиозных и языковых отличий. Мы всегда стараемся объединиться, решая какие-либо вопросы или проблемы, минимизируем противоречия. Стараюсь всегда находить что-то объединяющее нас, а не разделяющее. Я говорю на пяти языках и хочу выучить еще несколько. Сейчас учу китайский. Для меня именно взаимодействие с большим количеством стран и разных людей является личным драйвером, и мне это очень интересно. По-настоящему узнать разных людей, их культуру, менталитет, понять, где у нас соприкасаются интересы, ухватиться за них, чтобы создать что-то общее. Это всё помогает в работе. Ведь если хочешь что-то создать, ты не сможешь это сделать один, получится только сообща. И именно на это основной акцент и упор, чтобы быть успешным.


Источник: КТФ

Другие спортивные новости